О детстве и его влиянии на взрослую жизнь
Насколько детство определяет наше поведение и что с этим можно сделать?
В последние недели я с большим интересом читаю свежие работы Джеймса Холлиса. Несмотря на его некоторое упрощение в них находится много идей и мыслей, которые хочется обдумывать и над которыми хочется размышлять.
Однако это — тема или отдельного сезона, или отдельного цикла статей. Сейчас же меня «зацепила» его фиксация на теме детства.
Сравнивая с позицией Питерсона, который достаточно активно продвигает идею собственных, волевых решений, Холлис очень много времени уделяет тому, чтобы пояснить и аргументировать свою позицию о том, что именно детские переживания активно влияют на поведение взрослого человека.
В некотором роде, это вполне разумная позиция. Даже если отойти от психоанализа и аналитической психологии и забыть про родительские образы в психике, есть простая и банальная истина, заключающаяся в том, что человек, будучи биологическим существом и попадая в мир, учится в нём жить, интериоризируя поведение других людей. В самом начале такими значимыми другими выступают родители.
Это не проходит бесследно, так как в детском возрасте эго ещё недостаточно сознательно, чтобы принимать важные решения, как поступать или не поступать. Работает простая эволюционная схема: пробуем стимул, смотрим на реакцию. К сожалению, не у всех людей было спокойное и счастливое детство. Поэтому некоторые реакции, которые перенимает ребёнок, не являются ни разумными, ни адаптивными. С учётом того, что они возникают в очень раннем возрасте, их «вытаскивание на свет божий» зачастую — трудоёмкий и сложный процесс.
Холлис предлагает выходить из этой проблемы путём её принятия, что, дескать, да, эти паттерны возникли, да, их можно (но не все) поправить, но, как минимум, нужно принять факт их существования, что автоматически увеличивает уровень тревоги и стресса (ведь придётся жить «несмотря на», а это всегда сложно), что в итоге приводит к расширению и, как следствие, развитию личности.
Во многом этот подход мне понятен, близок и даже кажется разумным. Действительно, развитие редко происходит само по себе и ещё реже, когда человек находится в зоне комфорта. Только критическая ситуация и/или ситуация страдания заставляет индивида отправиться в путешествие вглубь своей личности и найти там то, что когда-то работало, а теперь уже нет. Я не соглашусь с Холлисом в том, что детство настолько сильно влияет на взрослого, стабильного человека, но точно зерно истины в этом есть.
Однако у меня есть ещё одна важная мысль, которой, собственно, и хотелось поделиться и про которую, почему-то, особо не пишет автор, хотя, казалось бы, она лежит на поверхности. Пусть даже, будучи взрослыми, мы не можем в каждый момент времени вести себя так, как правильно; пусть мы повторяем те ошибки, которые сделали в прошлом и/или которые пришли к нам из детства и на которые мы не можем сейчас повлиять, но здесь и сейчас есть важное отличие: мы можем взять на себя ответственность за их существование и, как минимум, донести это понимание до других.
Это звучит несколько абстрактно, но в практической плоскости вывод вполне очевиден: мы можем признать свои ошибки и зло в себе и выразить это в мир. В каких-то случаях это может быть искупление, в каких-то достаточно и простой коммуникации, как с миром в целом, так и с конкретными людьми. Пускай мы и не можем повлиять на своё поведение, свои чувства и эмоции, но мы можем взять за них ответственность и рассказать, что они — это не мы здесь и сейчас, а они — это мы когда-то там. Да, разумеется, наше прошлое — это наша ответственность, как верно замечает Холлис. Но наше настоящее — это не только действия и состояния, это ещё и интенция в будущее, которое может наступить.
Отличие взрослого человека от ребёнка — это умение встать прямо, несмотря на тяжесть и груз прошлого, и искренне сказать то, что есть правда «здесь и сейчас» (об этом, кстати, будет один из эпизодов, в соответствии с правилом Питерсона). И это то, что важно: не то, кем человек был в прошлом и что на него влияет до сих пор, а кем человек себя ощущает, куда направлены его интенция и, как следствие, кем он будет. Это то, что не задаётся прошлым, а определяется волей личности в настоящем.