"Круссадерство" как защита от экзистенциальной тревоги
Вкратце, круссадерство означает сильную, даже аффективную, вовлечённость человека в кажущиеся ему важными социальные мероприятия.
"Круссадерство" как защита от экзистенциальной тревоги бессмысленности
Читая несколько работ по экзистенциальной психологии, я наткнулся на очень интересную интерпретацию известного психологического явления.
Его обозначают термином "круссадерство" или "идеологический авантюризм" (по Ирвину Ялому). Вкратце, это означает сильную, даже аффективную, вовлечённость человека в кажущиеся ему важными социальные мероприятия. Например, борьба за права определённых социальных групп, борьба с незаконной застройкой, за или против преподавание определённого предмета в школе и подобное.
Конечно, для некоторых людей подобные идеи могут глубоко совпадать с их жизненными ценностями, а потому являться органичным продолжением их жизни.
Однако если возникают групповой характер (то есть, человек манифестирует не свои ценности, а ценности группы, к которой он примкнул), фанатизм и неоправданная рискованность, стремление к "победе" над противником (а не в достижении цели), борьба ради борьбы, то можно говорить уже не о реализации смысла человека, а о патологии.
Экзистенциальный психолог Ярвин Ялом, как и ряд других авторов, таких как Виктор Франкл, Наталья Гришина, указывают на то, что источником круссадерства является не стремление к истине, а защита от экзистенциальной тревоги бессмысленности. Человек в поисках смысла отчаянно пытается найти его не внутри себя, а вовне, и наделяет смыслом первое попавшееся, подходящее "дело".
К чему это приводит? К ещё большему разочарованию в конце. Цель может быть не достигнута, а если она и достигается, то вместо чувства удовлетворения возникает стремление найти вторичные смыслы (например, "покарать врагов").
Мне кажется, что эта тема и эта защита особенно актуальна в последние годы, когда фанатизм и нетерпимость зачастую путают со стремлением к свободе.