О роли инициации в развитии личности

Из культурологии и истории известно, что в древних обществах существовали обряды, которые современные исследователи обозначают термином «инициация». Что это такое и зачем оно было нужно?

О роли инициации в развитии личности

Из культурологии и истории известно, что в древних обществах существовали обряды, которые современные исследователи обозначают термином «инициация». Работы Мирче Элиаде, Джеймса Фрезера, Люсьена Леви-Брюля и других исследователей содержат обширные обзоры существовавших ритуалов, сопровождавших так называемые «переходы»: от детства к юношеству, от юношества ко взрослой жизни, от взрослой жизни к старости. Эти церемонии, иногда жестокие, являлись обязательными для каждого члена племени, представляя собой смесь сакрального, психологического, празднично-торжественного, религиозного и магического аспектом.

Ритуалы перехода, несмотря на некоторый оттенок архаичности, тем не менее имеют и вполне очевидные аналоги в жизни современного человека. Этапы развития личности выделяли в своих работах известные психологи и социологи XX века: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Жан Пиаже. Несмотря на имеющиеся различия в их подходах, общая идея о том, что личность должна перейти из одного состояния в другое, присутствует у каждого из исследователей.

Даже если провести аналогию с, казалось бы, официально атеистическим Советским союзом, то следы этих архаичных мифологем всё равно имелись: посвящения в пионеры, комсомол, вступление в партию. При этом соответствующие «ритуалы» представляли собой не просто формальность, как это происходит сейчас, например, при вручении аттестатов или дипломов, а вполне сакральное действие, со своими «иконами», «жрецами» и соответствующим антуражем.

Обычно инициация содержит в себе несколько этапов: отделение / изоляция / погружение, испытание, ритуальная "смерть" и обновление/воскрешение. Рассмотрим некоторые их характеристики.

1. Испытание

Ключевой частью инициатического действа является испытание: для него делается подготовка, оно приводит к кульминации — ритуальной смерти и последующего воскрешения. Здесь можно проследить явную аналогию с культами рождающегося и умирающего бога (Дионис, Адонис, Таммуз, Осирис) и, конечно, с христианством, где финалом инициации де факто явилась Голгофа. Тут важно отметить, что с позиции христианства казнь не была смертью, ведь Христос воскрес, поэтому идея "ритуальности" остаётся и в этом.

Само действо может быть как реальным, особенно у африканских или австралийских племён, так и вполне аллегорическим, как это происходило, например, в элевсинских или орфических мистериях. Но крайне важно, чтобы присутствовал сильный эффект от испытания на психику, ведь иначе трансформация личности не произойдёт. Символически это можно связать с путём, который должен пройти человек и который отделит «прежнее я» от «нынешнего».

Испытания, в отличии от современной позитивной психологии, в классическом понимании вполне может окончиться провалом, в том числе и непоправимым, в том числе даже если речь идёт об аллегории. Иными словами, должен быть риск «не справиться», иначе ценность инициации с психологической точки зрения существенно снижается. Тот, кто не справляется с испытанием, не проходит инициацию.

2. Единовременность

Трансформация по своей природе дискретна и происходит мгновенно. Конечно, подготовка, прохождение и другие этапы инициации занимают время, но сам процесс напоминает переключение тумблера а-ля гештальт, который чётко разделяет жизнь на два периода: до и после. В отличие от бытового представления о развития, где знания и опыт накапливаются постепенно, трансформация личности происходит мгновенно. Собственно, этот факт и является свидетельством успешности инициации, а его отсутствие — поражением.

3. Символичность

Мы уже отмечали выше, что трансформацию невозможно вызвать целенаправленно, однако возможно найти те факторы, которые могут стимулировать появление подобного "чёрного лебедя". Одним из таких факторов является символика.

Сам по себе ритуал, не важно, в какой форме он выражен, содержит в себе символы. Они могут быть как мистическими (например, символ креста или покрывала Исиды), так и вполне обыденными, но приобретающими во время обряда сакральное значение (например, значок с изображением Ленина при вступлении в пионеры). Тут следует особо уделить внимание термину символ, так как в бытовом смысле его легко спутать со знаком. Знак — это придуманный людьми способ обозначения какой-либо сущности или явления. Например, дорожный знак или логотип Кока-Колы. Символ же представляет собой объективное значение какой-то вещи, которое не зависит от конкретных представлений. Фактически, если говорить определениями аналитической психологии, символ является материально-абстрактным воплощением архетипической мысли. Если вспомнить концепцию платоновского мира идей, то символы — как раз оттуда.

Так вот ключевым аспектом инициации являются символы. Именно поэтому они столь часто используются при посвящениях в тайные общества, например, в масонские ложи, ведь символ в отличие от знака обладает собственным бытием. Добавление же антуража и испытания воздействует на психику, заставляя её сделать необходимый шаг.

Вместо выводов

Мне кажется, что несмотря на некоторую архаичность, роль инициации недостаточно оценена в современном обществе, так как аналогичная замена, способной вызвать гештальты, необходимые для полноценного развития личности, на массовом рынке отсутствует. Мы можем сколько угодно доказывать себе, что в век информационных технологий необходимость в ритуалах пропала, однако наша психика упорно доказывает обратное, что замечательно и продемонстрировали психологи, специализирующиеся на развитии личности. В отсутствии трансформации появляются неврозы, которые вкупе с повышенным уровнем стресса, характерным для современного общества, явно негативно влияют на ментальное здоровье. Tempus consilum dabet.


Ложки нет © 2019 — 2024.