О феномене тени и коллективной тени в контексте событий в России
В 30-е годы XX века швейцарский психолог Карл Густав Юнг публикует эссе «Вотан», в котором указывает на наличие признаков «захвата» коллективной Тенью немецкой нации. Прогноз, к сожалению, оказался точным, что вылилось во Вторую мировую войну, начавшуюяся в 1939 году.
В 30-е годы XX века швейцарский психолог Карл Густав Юнг публикует эссе «Вотан», в котором указывает на наличие признаков «захвата» коллективной Тенью немецкой нации. Прогноз, к сожалению, оказался точным, что вылилось во Вторую мировую войну, начавшуюяся в 1939 году.
Как мне кажется, похожие «симптомы», если так можно выразиться, видны сейчас и в российском обществе, особенно в разрезе последних политических дел и, в частности, истории с якутским шаманом.
Для начала пару слов о том, что такое Тень. Ещё в начале XX века другой известный психоаналитик Зигмунд Фрейд выдвинул гипотезу о том, что из психики человека ничего бесследно не исчезает. Иными словами, как бы не хотели забыть/забить что-либо, оно остаётся в так называемом Оно или подсознании (по Фрейду). Только в этом случае содержимое уже перестаёт быть осознаваемым, а, следовательно, возможность его рационального контроля практически исчезает.
Карл Юнг пошёл дальше: воспользовавшись метафорой, что любой предмет при наличии света отбрасывает Тень, он предположил, что и психика человека в момент выбора «расщепляется» на составные части, в соответствии с каждой из возможностей. В некоторых случаях личность человека интегрирует оба варианта выбора, создавая синтез, то есть суждение, соединяющее обе противоположности.
Например, человек выбирает, за кого проголосовать — за партию сусликов или партию кроликов. Он может поступить по-разному: от суждений вида «Только — убер-кролики, земля для кроликов, а сусликам — смерть» до «каждая из сторон имеет свои плюсы и минусы, но, похоже, в данный момент для меня плюсы кроликов перевешивают плюсы сусликов». Разумеется, как и в любом другом политическом вопросе, это «сдабривается» огромным количеством эмоций, закрепляющих выбор.
В итоге, в одном из случаев мы получаем фанатика, в другом — избирателя, имеющего точку зрения и учитывающего точку зрения оппонента.
Этот пример крайне неточен — в него следует добавить многое: понимание другой позиции (а не просто признание права на существование оной), анализ аргументов, как объективно, так и в контексте собственного мифа (никто не утверждает, что решение должно приниматься исключительно рационально; скорее, напротив, все аргументы должны быть приняты во внимание, включая, например, аргумент «кролики такие милые»).
На самом деле, этот пример обладает ещё одним важным недостатком: сфера политики редко напрямую «касается» человека. Поэтому лучше рассмотреть вариант с каким-нибудь личностным решением, имеющим особенную важность для человека: например, выстраивать отношения или отказаться, выбрать работу или личную жизнь, соглашаться с начальником для карьерного роста или же иметь строгую независимую позицию.
Таких дихотомий (ложных дихотомий, если быть точным) в жизни каждого человека присутствует огромное множество. Они не всегда видны «невооружённым глазом», однако простейшая саморефлексия это вскроет.
Так вот, в тот момент, когда мы всё-таки принимаем решение, что делать, если только мы не обладаем нерешительностью, то второй вариант отбрасывается. И хорошо, если просто отбрасывается — тогда можно спокойно жить дальше. Однако иногда этот вариант не отбрасывается, а уходит глубже в психику. Наиболее простой случай — когда решение принимается не всей личностью, а только её частью: например, на эмоциях. Тогда разум обязательно через какое-то время взбунтует. Верно и обратное: решение, принятое без учёта эмоций и чувств, обязательно получит от них «обраточку».
Вот в этот момент и возникает феномен Тени. Выявить его на практике, как ни странно, достаточно несложно: для этого достаточно просто проанализировать, что вас «бесит». Например, вас «бесят» нечестные люди; или коррупционеры; или лгуны; или религиозно-верующие; или глупые, верящие всему на свете; или «лихачи» на дорогах. Любая категория, которая вызывает в вас эмоцию, особенно, сильную/спонтанную/плохо контролируемую, — это работа «Тени».
Тень аккумулирует все те качества, которые мы ненавидим и/или уничтожаем в себе: по факту, этакий третий закон Ньютона. Хорошо Тень описана в голливудских блокбастерах и популярной литературе: Гарри Поттер и Лорд Волан-де-Морт (вспомните, они даже связаны через шрам и имеют очень похожие судьбы); Люк Скайуокер и Дарт Вейдер; Лето Атрейдес и Барон Харконнен.
Почему так происходит? Потому что, фактически, мы ненавидим в данном случае себя, ведь Тень представляет собой наши нереализованные решения, действия, мысли. Через проекцию мы видим в других те качества, которыми сами обладаем и боимся себе в этом признаться. И этот страх мы переносим на других.
Вспомните: Люк на планете Дагоба, обучаясь у Йоды, в видении под шлемом Дарта Вейдера видит себя. Гарри Поттер в пятой части понимает, что зло есть везде, в том числе и в нём самом (свой собственный Волан-де-Мортик). Каждый герой в какой-то момент прозревает и понимает, что главный враг — это он сам, его тёмная сторона.
Поэтому когда мы видим, что кто-то активно выступает против какой-либо группы людей, будь то гомосексуалисты, феминистки, антипрививочники, колдуны, демократы, либералы, американцы и пр., — скорее всего, он выступает против своей же Тени. Проще признать кого-то унтерменшем, нежели снять нимб со своей собственной головы. Воистину, слова Христа не устарели и за 2000 лет: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и вас будут судить. Когда мы судим кого-то, мы судим, прежде всего, себя. Поэтому такая ненависть отравляет психику того, кто её создаёт, особенно, если она подкреплена эмоциями и аффектами, а также мифологизируется в виде «кто не с нами, тот против нас», этаких рыцарей без страха и упрёка.
Однако сама по себе Тень человека для общества относительно безвредна — всё-таки речь идёт о его личном мифе, а не об общем. До той поры, пока тени людей не начинают вступать «в резонанс», формируя уже не личный миф, а миф народа, миф об избранности народа для борьбы с каким-то врагом. Тогда тень становится коллективной и через социум начинает влиять на личные тени людей. Действительно, если все вокруг уверены, что все беды кроликов — от сусликов, сложно не поддаться стадному инстинкту, к тому же приправленному биологическим принципом «свой–чужой».
И вот здесь уже становится страшно: из-под влияния обычной-то тени некоторые люди не могут выйти до конца своей жизни, а когда речь идёт о коллективной, то сохранить свою психэ могут считанные единицы. Это можно сравнить с психической инфекцией: да, есть люди с сильным иммунитетом, но таких мало.
И сейчас мы наблюдаем все признаки такой инфекции, причём не с одной стороны, а с обеих: всем везде мерещатся враги; вместо реального анализа и объективных выводов решение принимается по принципу «свой–чужой». В ход идут любые методы — от классического запугивания до активного использования религии (или контр-религии в виде науки). Воистину уместно сравнение со средневековой инквизицией, причём с обеих сторон, а не с одной, как часто пытаются представить сторонники известной точки зрения. Хотя позволю себе заметить, что средневековая инквизиция всё-таки работала честнее: чтобы обвинить, что кто-то якшается с джиннами и шайтаном, требовались весьма серьёзные доказательства, а не просто слово какого-нибудь религиозного деятеля. Кстати, пользуясь случаем вокруг новости об обвинении в сами-знаете-каком-регионе людей в колдовстве и в том, что они якшаются с джиннами и шайтаном, отмечу, что вообще-то есть джинны, являющиеся мусульманами (см. Коран, который слушали не только люди, но и джинны), а употребление шайтана в единственном числе вообще некорректно (шайтан — аналог демона, если хочется упомянуть дьявола, то надо указывать на его имя — Иблис; а про колдовство я вообще не заикаюсь: если прочитать внимательно Коран, то можно найти много интересного: например, о том, что астрология и геомантия (гадание по земле) являются вполне уважаемыми и нужными профессиями, так что гадалок трогать вообще не стоит).
Юнг описывает характерные признаки помешательства немецкой нации в своём эссе, идентифицируя их как воздействие архетипа Одина/Вотана. Мне сложно сказать, какую аналогию можно провести сейчас в России, однако налицо факты и коллективной Тени, и раскола на лагери, и возрастания градуса ненависти, в котором уже нет ни правых, ни виноватых. Надеюсь, в этом случае до «результатов Вотана» не дойдёт.