Четыре стадии разрешения психологической проблемы
Как происходит решение проблемы согласно Юнгу?
Некоторые люди рассматривают процесс индивидуальной психотерапии исключительно как разговор двух людей. Несмотря на то, что диалектический метод применяется практически каждым психологом, тем не менее, он не всегда даёт именно те результаты, на которые рассчитывает человек.
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг отмечает этот примечательный факт, указывая, что открытого и доверительного рассказа о проблеме может быть недостаточно для излечения от невроза, тем самым ставя под сомнение исходное положение психоанализа о том, что исповедь приводит к исцелению.
В целом, это совпадает и с нашим жизненным опытом: иногда нам может стать легче просто от самого факта того, что мы поделились с кем-то чем-то важным для нас (в какой-то мере, можно даже утверждать, что ряд секретов могут быть токсичны для психики), но иногда требуется нечто большее.
Поэтому Юнг в своей работе "Практика психотерапии" предлагает собственный, расширенный подход, состоящий из четырёх этапов. Следует отметить, что необязательно выполнение всех стадий в рамках проработки каждой проблемы: некоторым достаточно только первой стадии, некоторым — первой и второй и так далее.
1. Исповедь
Языческий бог Асклепий (римский Эскулап) "отвечал" в Древних Греции и Риме за процесс исцеления, который происходил в так называемых асклепионах — храма бога, выполняющих также и функцию "больниц".
Одной из важнейших стадий лечения была инкубация — процесс помещения человека на ночь в храм, где, по преданию, его посещал Асклепий или кто-то из его помощников и во сне сообщал важную информацию о болезни, которую впоследствии толковали жрецы. Однако перед инкубацией проводилась серия очистительных ритуалов, призванных очистить тело и душу пациента. Эта стадия называлась катарсис.
Собственно, первая стадия терапии по Юнгу (и по Фрейду, кстати) родственна этому понятию. Также можно провести аналогию с христианским таинством исповеди. Человек добровольно и открыто высказывает все накопившиеся по определённой проблеме мысли и свободно выражает свои чувства по этому поводу. Это может привести к катарсису уже в современном понимании этого слова — процессу высвобождения эмоций и разрешения внутренних конфликтов.
На этой стадии человек делает первый шаг к исцелению: манифестирует наличие проблемы, пытается собрать воедино все её составные части, пропускает через себя свои чувства, признавая тем самым де факто их право на существование, возвращает в область сознания вытесненные элементы.
2. Осознание
Если первого шага было недостаточно для исцеления, то процесс переходит ко второму — толкованию. В рамках этого этапа с помощью терапевта пациент начинает осознавать причины, из-за которых проблема возникла, учится отделять себя от ситуации (а затем уже интегрировать обратно, но уже на более осознанном уровне), анализировать возникающие проекции или образы (например, в сновидениях). Результатом этой стадии должно быть достижение инсайта — полного понимания ситуации. Фактически эта стадия родственна в некотором смысле инкубации и последующему толкованию жрецами сновидений просителя.
3. Воспитание
В некоторых случаях простого осознания ситуации может быть недостаточно, так как проблема требует "переживания", а не "умствования". Иными словами, её необходимо "прочувствовать" и прожить, а не только осмыслить. Это можно назвать вторым шансом: человек мог поступить не в соответствии со своей волей и теперь ему предстоит "вернуться назад" и сделать правильно.
Таким образом, происходит обучение или воспитание личности. В особенности, это актуально в связи с паттернами поведения в общества, когда необходимо не только примириться с проблемой, но и создать новую, адекватную стратегию поведения (или мышления).
4. Трансформация
Однако в крайне редких случаях осознания проблемы, примирения с ней и изменения стратегии поведения может быть недостаточно. Например, если мы говорим об экзистенциальных событиях, произошедших в жизни, мы часто связываем с ними не только (и не столько!) наши переживания, сколько смысл. Экзистенциальные переживания меняют человека, поэтому человек желает быть готовым к этим изменениями и принять их.
В этом заключается последний этап — этап трансформации, когда изменения происходят в самых глубинных слоях личности. В юнгианской парадигме это также можно связать с завершением работы трансцендентной функции.
Резюме
Несмотря на наличие четырёх этапов, их полное прохождение актуально далеко не во всех ситуациях. Каждый случай уникален, и только сам человек может ответить на вопрос — нужно ли действительно двигаться дальше. Четырёхчастная же структура может стать неплохой матрицей для анализа.