Что на самом деле сказал Юнг о психологических типах людей

Карл Юнг всегда был против деление людей по типам. Но какую классификацию и зачем он использовал?

Что на самом деле сказал Юнг о психологических типах людей

Бытует мнение, что термины «экстраверт» и «интроверт», а также деление людей на разные психологические типы, в широкий обиход ввёл швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Часто на это ссылаются авторы многочисленных «психологических тренингов», аппелируя к авторитету, чтобы поддержать свой «метод». Частично это верно, так как действительно именно в «Психологических типах» Юнга эти понятия широко освещаются, однако тот посыл, который вкладывал автор, разительно отличается от бытового понимания и уж тем паче от того смысла, который вкладывают в это практически все «инфо-бизнесмены».

Факт-чекинг

Самый точный способ получить соответствующую информацию — это обратиться к первоисточнику, а именно к книге Карла Юнга «Психологические типы».

Отнимаем и делим

Прежде всего, следует указать, что Юнг всегда выступал против деления людей на любые типы без учёта особенностей каждой личности. Он указывал на недостатки существовавших на тот момент систем и на недостатки своей классификации, используя её, по его же словам, исключительно для упрощения передачи некоторых мыслей между исследователями. Юнг чётко говорил, что его система не должна использоваться для классификации личностей, но для аналитической и исследовательской работы.

Это практически сходу ставит «крест» на соционике и связанным историям: к аналитической психологии это учение не имеет никакого отношения, более того, оно ей противоречит. Это касается и любых выводов, которые пытаются сделать на основе классификации человека как экстраверта или интроверта. Но об этом лучше поговорить поподробнее.

Экстраверсия и интроверсия

Когда Юнг вводил термины «экстраверсия» и «интроверсия», он это делал, анализируя пары противоположных людей: Платона и Аристотеля, Лютера и Цвингли, Оригена и Тертуллиана. Идея автора заключалась в том, что разным людям для убеждения необходимы разные типы аргументов: если Тертуллиану было достаточно внутреннего инсайта, то Оригену требовалось более объективное доказательство, хотя бы путём формальных логических или псевдо-логических рассуждений. Автор задаётся вопросом, могут ли принципиально одни люди понять других, если в глубине их мировоззрений лежат разные основы. Обсуждая средневековую схоластику, Юнг вспоминает онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского, который активно критиковал Фома Аквинский и впоследствии Иммануил Кант и другие философы. С точки зрения Юнга, правы и те, и другие, просто правда у них разная.

Анализируя работы этих деятелей и ряда других, Юнг делает вывод о том, что «грубо» людей можно поделить на два типа: тех, у кого процесс развития/психический процесс направлен вовнутрь, на анализ своей личности и субъективную данность, и на тех, кто направляет своё либидо на объект (людей вовне), а не на себя (субъект). В такой терминологии Ориген является представителем экстравертного типа личности, а Тертуллиан — интровертного. Последнему, кстати, приписывают часто фразу Credo quia absurdum (Верую ибо абсурдно), которая хоть и не принадлежит его перу, тем не менее чётко указывает на то, что действительно важно для этого отца Церкви. Более точно цитата звучит следующим образом:

Natus est Dei Filius, non pudet, quia pudendum est; et mortuus est Dei Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est; et sepultus resurrexit, certum est, quia impossibile.1

В переводе:

Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно

Следует также отметить, что согласно Юнгу чистых экстравертов и интровертов в природе не существует: всегда речь идёт процентном соотношении.

Важно отметить, что экстраверсия и интроверсия никак напрямую не связана с социальной активностью: многие интроверты могут быть «душой компании», в то время как экстраверты вполне могут чураться сборищ людей. Данное деление на психологические типы имеет в своей основе лишь различие в том, как человек направляет свой фокус/либидо: в направлении других объектов (экстраверсия) или в направлении себя (интроверсия).

Если вы не любите людей, это не значит, что вы — интроверт; скорее, что социопат :) (с)

Функции

Помимо направления фокуса вовне и внутрь, Юнг выделял и четыре функции. Под функциями он понимал способы взаимодействия с реальностью. Вот их список:

  1. Мышление. Умение приходить к выводам через логические умозаключения.
  2. Чувство. Субъективная оценка явления или объекта. Этот термин немного неудачно переводится на русский язык, так как мы под чувствами часто подразумеваем эмоции. В данном случае речь идёт не о эмоциях, а именно об оценочном суждении. Например, по телевизору идёт балет Лебединое Озеро. Хорошо это или плохо? Или вы смотрите на горы: красиво или нет?
  3. Ощущение. Непосредственное восприятие информации с помощью органов чувств.
  4. Интуиция. Прогнозирование развития ситуации или явления на основе явных и неявных факторов. Для интуиции характерно знание, получаемое целиком и сразу («вот так и никак иначе, потому что так»), а не путём рассуждений (как в мышлении), оценочных суждений (чувство) или информации, получаемой извне (ощущение).

Цитируя автора:

Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.

Четыре функции разбивались на пары противоположных: мышление (рациональное, объективное) противостояло чувству (рациональное субъективное), ощущение (иррациональное, субъективное) интуиции (иррациональное, объективное). Одна из идей, высказанных Юнгом, заключалась в следующем:

  1. У каждого человека есть одна ведущая функция, которой он умеет пользоваться практически идеально. Настолько идеально, что даже может не замечать её.
  2. Человек в состоянии научиться нормально использовать ещё две функции, при должном усилии и развитии.
  3. Человек не в состоянии освоить в достаточной мере ту функцию (она называется подчинённой), которая противоположна его ведущей. Например, если у вас основная функция — мышление, то подчинённой функцией будет чувство. Однако именно через подчинённую функцию человек получает «инсайты», которые помогают ему двигаться вперёд (см. Мария–Луиза Фон Франц «Подчинённая функция»).

Ещё раз подчеркну, что данная классификация была создана с целью упростить описание разных феноменов. Сам Юнг в Предисловии пишет:

... даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им соответствующего "совета". Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.

Итого, получается 8 психологических типов: 2 базовых (экстраверсия и интроверсия) и 4 функции (мышление, чувство, ощущение, интуиция): для каждого базового типа есть 4 подтипа, связанных с ведущей функцией.

Резюме

  • Собственно, вышеуказанное — это то, что действительно писал Юнг. Никаких 12, 16, 20 и более типов у него не было. Никаких магических советов на основе типа личности он также не давал.
  • Экстраверсия и интроверсия связана с направлением психики либо на сторонний объект (экстра), либо на себя (интро), а не с социальной ролью или отношением к людям.


  1. Источник для текста и перевода: https://ru.wikipedia.org/wiki/Верую,_ибо_абсурдно ↩︎


Ложки нет © 2019 — 2024.