Что общего между психоанализом и христианством? Рецензия
Краткая рецензия на статью ПравМира
Вообще, ПравМир — одно из наиболее странных современных изданий. Будучи сугубо православным, тем не менее несколько лет назад проект стал публиковать весьма серьёзно написанные материалы и аналитику по социальным темам, формально далёким от христианства, например, об образовании. Причём, если речь не идёт "о программных" статьях, то о религиозной направленности портала можно и не вспомнить, читая соответствующий материал.
Недавно вышел материал, посвящённый симбиозу психоанализа и христианства. Здесь уместно вспомнить идеи Пауля Тиллиха, предлагавшего в своей работе "Мужество быть" принцип разделения ответственностей между психологом и духовником. Статья, в какой-то мере, реализует этот принцип.
Конечно, вопросы журналиста немного "топорные", однако ответы компенсируют этот недостаток. Весьма взвешенная позиция насчёт концепции греха:
В этом христианство и психоанализ тоже совпадают, как ни странно. Грех в переводе с греческого означает – промах, ошибка. Человек грешит не тогда, когда делает что-то не по правилам, а когда препятствует своей душе, закрывает ей путь к спасению. Все, что сбивает нас с основной намеченной цели, а в христианстве основная цель – спасение души, это и есть грех. Это совпадает с психоаналитическим представлением, когда ты начинаешь изменять себе, жить ложными ценностями, ложными догматами, ложными образами, которые тебе навязаны.
Интересна связь между психологической проекцией и интерпретацией греха в христианстве:
– Эта ситуация ведь и называется искушением? Когда ты решаешь, поддаться или нет?
– Нельзя искусить того, кто этого не хочет. Вы не можете новорожденного ребенка искушать миллионом долларов. Он просто не поймет, в чем тут искушение, это не его жизненный мир.
Интересен и пассаж про прощение: насколько тонка грань между святостью и нарциссизмом. Ещё один немаловажный аспект — это принятие своей теневой стороны, в том числе негативных эмоций, возникающих у человека. Традиционно христианство пытается их подавить, помогая тем самым мистеру Хайду, а не доктору Джекиллу:
– Но ведь когда ты злишься и ненавидишь – тебе самому плохо от этого.
– Тут есть уловка. Мне кажется, что вот я простил кого-то – и поэтому я такой молодец, такой сильный, смог преодолеть все, не испытываю никаких негативных эмоций. В результате я начинаю любоваться собой, включается гордыня. Человек начинает представлять себя святошей и делается заложником этого образа, но фактически его чувства подавлены.
– Тогда что такое на самом деле прощение? Если даже решая, что мы прощаем, – не прощаем по-настоящему?
– Не нужно пытаться из себя строить святых. Если вы испытываете ненависть – это нормально. Если вы испытываете гнев, зависть, гордыню – это тоже естественно для человека. Бог же создал у нас чувства и эмоции, странно, что некоторые люди ими пренебрегают. Если мы видим несправедливость – мы хотим исправить это. Но религия довольно часто используется для манипуляции массами, когда люди чем-то недовольны, видят явную несправедливость, но им говорят – смиритесь.
Хорошая статья, равно как и проект.